Турпоход - портал о спортивном туризме и активном отдыхе

Хотите узнать, как подготовиться к туристическому походу, ориентироваться на незнакомой местности и вести себя в экстренных ситуациях?
Читайте страницы нашего портала! Мы рады представить вам полезную информацию по горнолыжному, горному, водному, пешему, велосипедному видам туризма, а также множество других уникальных статей из области активного отдыха.

Страховка при переправах через реки


Успех переправы определяется не только механической прочностью страхующих средств, но и видом страховки. Во время переправы через опасные реки организуется не менее двух видов страховки. Например, если прикрепленного карабином к перилам, но сорвавшегося с кладки туриста затянет водой под бревно (или просто оттянет течением от бревна), его может выручить второй вид страховки — веревка, завязанная на спине. С помощью такой веревки сорвавшегося легко подтянуть к берегу.

При переправах больших групп выставляется спасательный пост не менее чем из 3 человек. Он ставится в 15— 20 м, иногда в 50 м по течению, в месте, куда река может принести сорвавшегося. Надо обязательно проверить, насколько реальна помощь поста в данных условиях. Для этого один из спасателей на страхующей веревке плывет к месту, где предполагается помощь сорвавшемуся с переправы. Если спасателя от этого места сносит течением, пост надо снять и переправляться с исключительной осмотрительностью, создающей гарантию от срывов.

Очень ответственна страховка идущего первым. Она применяется при переправах вброд, при организации навесной переправы, во время разведки реки. Первого страхуют с помощью основной капроновой веревки, конец которой привязывают узлом булинь на спине туриста.

правильная страховка при переправе через реку В таком положении удобнее идти. Кроме того, узел на шине помогает вытаскивать сбитого течением в положении лежа на спине: ему легче дышать, так как вода образует над его головой как бы колпак. Если узел завязан на груди, вытаскиваемого человека переворачивает силой течения на грудь, а вода бьет ему прямо в лицо; ни дышать, ни смотреть, а следовательно, ни предпринять что-либо для своего спасения потерпевший не сможет.

На грудной обвязке делается одно плечико (а не два, как обычно), чтобы узел от него оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, идущий первым может без посторонней помощи быстро отвязать плечико, передвинуть узел на грудь и развязать его. Но прежде он должен закрепить веревку (например, обойдя вокруг ствола дерева, камня), а потом отвязаться.

К грудной обвязке страхуемого прикрепляется карабином 30— 40-метровая вспомогательная веревка, отходящая к берегу под некоторым углом к основной веревке —ниже ее по течению. Вес всех веревок на идущем впереди должен быть минимальным. Поэтому страхующие выдают веревку не больше необходимого, стараясь поднимать ее над головой, чтобы она не касалась воды.

Страховка через плечо и поясницу при переправах недопустима, так как веревку приходится в зависимости от обстоятельств то быстро выдавать, то так же быстро выбирать. Вот почему страхующую веревку 2—3 человека просто держат в руках. Если надо быстро выдать веревку вслед идущему (например, при прыжке) или плывущему, часть собранной кольцами страхующей веревки выбрасывают против течения.

Чтобы вытащить туриста, сбитого течением, необходимо удержать его на основной веревке. Одновременно надо подтягивать его к берегу вспомогательной веревкой, протянутой перпендикулярно течению или ниже по течению. Если натяжение основной веревки мешает страхуемому держаться над водой или дышать, следует немедленно вытравить веревку, чтобы дать туристу возможность спокойно сплывать по течению или встать. Этого можно достигнуть, перебежав с веревкой в руках по берегу ниже по течению.

Надо всегда помнить, что наиболее опасно, когда основная страхующая веревка, вытягиваясь втугую, удерживает сорвавшегося. При этом течение тянет его вниз, а веревка не позволяет ни встать, ни плыть. Вот почему надо так организовать страховку, чтобы в любой момент можно было ослабить веревку и дать туристу возможность плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу.

Идущему первым иногда приходится делать не одну попытку, прежде чем удастся достигнуть другого берега. Но смущаться этим не следует: с каждой попыткой приобретается опыт преодоления данного участка реки.

Размещено автором: admin
В рубрике: Пешеходный и горный туризм