Турпоход - портал о спортивном туризме и активном отдыхе

Хотите узнать, как подготовиться к туристическому походу, ориентироваться на незнакомой местности и вести себя в экстренных ситуациях?
Читайте страницы нашего портала! Мы рады представить вам полезную информацию по горнолыжному, горному, водному, пешему, велосипедному видам туризма, а также множество других уникальных статей из области активного отдыха.

Способы переправ через реки


В зависимости от условий местности и возможностей группы выбирают вид переправы: по камням, вброд с шестом, вброд таджикским способом, по кладке, по снежному мосту, по навесной переправе, по навесному мосту, с помощью животных (лошадь, мул, ишак).

  1. Переправа по камням
  2. Переправа вброд
  3. Переправа таджикским способом
  4. Переправа вплавь
  5. Переправа по кладке
  6. Переправа по снежному мосту

Переправа по камням

Переправа по камням обычно проводится на сравнительно узких горных потоках. Важно, чтобы камни находились на расстоянии шага или прыжка друг от друга, лежали в русле устойчиво и не были слишком скользкими.

Перешагивая с камня на камень, надо пробовать, насколько прочно лежит каждая опора, и только тогда переносить на нее всю тяжесть тела. Если расстояние между камнями велико, нужно не прыгать, а сделать более широкий, растянутый, или дополнительный шаг по мелководью и для равновесия несколько отклониться назад. Когда до камня остается 20— 30 см, следует медленно выпрямиться и, перенося центр тяжести вперед, опереться о камень ногой. Если шаг окажется настолько шибким, что будет невозможно сразу встать на камень обеими ногами, тогда легким толчком стоящей сзади ноги перенести центр тяжести тела несколько вперед, одновременно отрывая сзади стоящую ногу от камня и ставя ее рядом с впереди стоящей.

Если прыжок неизбежен, его совершают резким толчком с небольшим предварительным приседанием на сзади стоящую ногу, как бы одним широким шагом.

В ботинках, подбитых триконями или в обуви с резиновой подошвой (рифленой), не скользящей на камнях, прыгать безопаснее.

Для самостраховки в руках прыгающего должен быть альпеншток или ледоруб. Если поток не особенно глубок, альпеншток (ледоруб) упирают в дно (камень) Если расстояние между камнями слишком велико или вода глубока, альпеншток берется в обе руки (левая -в 15--20 см от штычка, правая - недалеко от верхней части древка).

В момент прыжка делается резкий взмах руками вверх. Достигнув камня или берега, турист с силой ударяет штычком альпенштока (ледоруба) о камень или в грунт берега, создав таким образом третью точку опоры.

image При переправе по камням через опасные реки необходима страховка веревкой. Надо высчитать, хватит ли веревки на всю ширину реки: короткая веревка при последнем прыжке с камня на берег может дернуть прыгающего назад и сбросить в воду.

Перед каждым прыжком с камня на камень прыгающий проверяет, не зацепилась ли веревка за камни сзади, хватит ли ее для очередного прыжка. Веревку могут выдать в начале прыжка страхующие. Но иногда прыгающему удобнее самому выбрать нужную длину веревки, сложив ее крупными витками около ног на камне или взяв в руки, но так, чтобы в момент прыжка можно было легко освободить их.

Особенно важно правильно расположить всю страхующую веревку. Нельзя допускать, чтобы при срыве туриста в воду веревка зацепилась за камень: вытянутая втугую веревка и сильная струя воды не дадут упавшему ни плыть, ни встать, ни даже поднять голову над водой. Выбрать зацепившуюся веревку с берега часто невозможно. В таком положении турист может утонуть на глазах у товарищей.

Веревка от страхуемого должна идти на берег всегда ниже по течению, чем лежат камни, по которым переправляется турист. Только в этом случае - она не помешает сорвавшемуся некоторое время плыть вниз по течению.

Страхующие должны дать сорвавшемуся проплыть место, откуда нельзя его подтянуть к берегу или к камням. Но сразу после этого надо, не теряя ни секунды, энергично и быстро подтянуть его к берегу.

Переправа вброд

Переправа вброд требует большой осмотрительности, опыта и физической силы переправляющегося и страхующих. Главная опасность при таких переправах—скорость течения, поэтому для перехода вброд выбираются наиболее широкие места, с мелкокаменистым дном, лучше там, где речка разбита на несколько рукавов: течение там значительно тише и переходить значительно легче.

Когда место переправы выбрано, с берега, намечают маршрут —обычно от камня к камню через белые буруны и по местам, где вода течет медленнее,, менее мощным потоком. Затем выясняют, куда и с какой быстротой начнет сносить туриста, если он будет сбит течением на наиболее трудном и опасном участке переправы. Для этого в месте возможного срыва бросают сухие сучья или щепки и следят за направлением и быстротой их движения. Если щепку несет на острые камни, в водоворот или под корягу с данного места надо уйти. Если ниже по течению возможного места переправы в русле лежат камни, коряги и другие препятствия (на двойную или тройную длину веревки), что очень опасно, переправа выше препятствий проводиться не должна.

Переправляющийся надевает ботинки (можно без носков) и штормовые брюки плотно обвязанные вокруг ног репшнурами, чтобы уменьшить сопротивление воде, идет он несколько против течения сильно упираясь в дно палкой со стороны течения, и, ставя ногу, ощупывает дно ища прочную опору. Если в реке есть торчащие из воды камни, надо идти ближе к ним: в бурунах ниже камней слабее ударная сила воды.

Переправившись, турист закрепляет веревку за дерево или глыбу, отвязывается и разогревается. С помощью вспомогательной веревки с того берега ему переправляют на карабине, зацепленном за основную веревку, теплую одежду.

Веревку вытягивают втугую все участники группы и привязывают на такой высоте, чтобы она оказалась на уровне груди человека, стоящего в реке.

Участники переправы поочередно обвязывают себя грудной обвязкой (или надевают страховочные пояса) и прикрепляются карабином к перилам. Веревка от груди до перил должна быть короче длины рук, иначе человек, сорванный водой, на сильном течении не встанет.

От спины переправляющегося идет вспомогательная веревка, которую страхующие (не менее 2 человек) держат в руке, стоя по течению выше, чем натянуты перила. Благодаря такому положению при срыве переправляющегося карабин, которым он скреплен с перилами, будет скользить легче, когда страхуемого начнут подтягивать к берегу.

переправа вброд Переправляющийся держится за перила двумя руками, лицом навстречу течению и передвигается боком. Он откидывается назад, упираясь ногами в дно, чтобы упругие силы веревки не повалили его вперед. Более слабого можно переправить, поставив его между собой и веревкой, также со страховкой карабином к основной веревке. Во время переправы своим корпусом помогают ему удержать руки на перилах.

Последний снимает перила, обвязывается основной веревкой (узлом «булинь» на спине) и переходит реку с альпенштоком на страховке.

Если перила натянуты из сдвоенной веревки и ее можно выдернуть после переправы всех, тогда и последний пользуется перилами.

Переправа таджикским способом

Вброд таджикским способом, без страховки переправляются через неопасные реки (неглубокие, не выше пояса, с пологим руслом). Взявшись за плечи, поставив наиболее сильных по краям, туристы идут несколько против течения, помогая друг другу, осторожно делая каждый шаг.

Успех такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся: когда один делает шаг, другой его поддерживает. Прежде чем перенести тяжесть тела с одной твердо стоящей ноги на другую, нужно ощупать ногой дно, найти удобное место, где она не скользит и где камни лежат прочно, и только тогда сделать шаг вперед, согласовав его с движением товарищей.

На опасной реке все идущие (3—4 человека) предварительно обвязываются основными страхующими веревками с узлами на спине. Конец каждой веревки держат на берегу страхующие. Согласованность движения в этом случае приобретает исключительное значение.

Переправа вплавь

Переправа вплавь допустима лишь для туристов, умеющих хорошо плавать, и в местах, доступных для плавания. Выбирается участок реки с наименьшей скоростью течения. Для умеющего плавать глубокая, свободная от посторонних предметов вода может облегчить переправу. Торчащие из воды камни, коряги, таежные завалы ниже по течению, плывущие по воде бревна или поленья делают переправу опасной. На таких участках переправляться запрещается.

Для переправы вплавь через горную реку надо выбрать такое место, где большую часть русла занимает спокойная вода.

Страхующая веревка необходима (узел «булинь» на спине). Важно, чтобы на двойную длину веревки ниже по течению не было опасных камней, коряг, порогов.

Во время преодоления вплавь участка с быстрой водой страхующую веревку лучше поддерживать некоторое время на весу, непрерывно выдавая ее, чтобы не тормозить движения пловца, а затем выбросить выше по течению несколько витков. Это надо проделать умело, чтобы веревку не нанесло на пловца.

При бурной воде важно найти такое место, где можно было бы пройти часть русла по камням, по лежащему или выдвинутому над водой бревну. С последней прочной опоры надо как можно дальше прыгнуть и оставшийся участок реки преодолеть вплавь с максимальной быстротой. В момент прыжка пловца следует выбросить несколько витков веревки вверх по течению.

Таежную реку переплывают придерживаясь за бревно, за вязанки сухих веток. Наиболее надежный способ переправы— с помощью тюка из 3—4 рюкзаков, заполненных вещами, обернутых палаткой и дополнительно завернутых в кусок пластиката. Тюк должен быть увязан как можно плотнее. Он прекрасно держится на плаву, за него могут ухватиться 3— 4 человека. К тюку привязываются две основные или вспомогательные веревки, при переправе его перетягивают с берега на берег.

Рюкзаки можно также переправить на небольшом плотике, сделанном в виде рамы из 4 бревен с легким настилом сверху, плотно обернутом пластикатом.

Переправа по кладке

Переправа по кладке наиболее безопасна даже при сильном течении и большой глубине реки. При реальной опасности удара катящимися по дну камнями она незаменима. Наиболее сложна в этом виде переправы переброска кладки с одного берега на другой. Прежде всего надо найти легкое сухостойное бревно (сосна или ель) достаточной длины. Успех переброски его зависит от того, насколько удачно сооружен упор для комля. Упор делается в виде «уголка» из камней — на берегу горной реки и в виде ямы, вырубленной топором в почве и армированной кольями — на берегу таежной реки. «Уголок» располагается как можно ближе к воде, а иногда (на горной реке) —в воде у берега, чтобы хватило длины бревна.

Бревно укладывают комлем в «уголок» вдоль берега. К концу его привязывают «стремячком» середину основной веревки. Туристы делятся на две команды, каждая будет тянуть за один конец веревки. Сначала 2 человека натягивают веревки за концы, встав по обе стороны бревна (по стороне бревна, ближайшей к реке, часто приходится стоять в воде). Когда веревки вытянуты в прямые линии, за них берутся другие (нельзя допускать перегибов веревок, осложняющих подъем). В радиусе длины бревна не должно быть зрителей во избежание несчастного случая.

Руководитель переправы поднимает бревно руками (иногда с помощью второго) за конец, туристы вытягивают веревки, держа бревно на весу, руководитель становится за «уголком» между веревками и дает указания той или другой стороне подтянуть или потравить веревку. Когда бревно поднято на угол с горизонтальной поверхностью (плоскостью берега) 30— 35°, руководитель переправы постепенно разводит команды так, чтобы бревно развернулось в сторону реки. Важно, чтобы конец бревна не был поднят слишком высоко, иначе оно может упасть на поднимающих.

Когда бревно примет положение над рекой в сторону того берега, кладку постепенно опускают концом на противоположный берег, на заранее выбранный камень или в заранее выбранную расщелину в скале. Низко опущенное бревно держать труднее всего.

После того как бревно уложено, следует вытянуть втугую обе веревки, идущие от его конца, и, пользуясь ими как перилами, наиболее сильный в группе, обвязанный страхующей веревкой (узел «булинь» на спине), переходит на тот берег, чтобы натянуть перила.

Бревно не должно заливаться водой, на него не должны попадать брызги, поэтому, если оно лежит слишком низко, оба его конца поднимают на сложенные горкой камни или на обрезки бревен.

Во время дождя или снега бревно необходимо обкрутить веревкой или сделать на нем крестообразные насечки топором, чтобы ноги не скользили.

При переправе через опасную реку каждый участник обвязывается грудной обвязкой и прикрепляется к перилам карабином (но не схватывающим узлом!). В особо опасных случаях, при большой скорости течения, на тонком бревне добавляется вспомогательная веревка, середина которой с помощью карабина прикрепляется к грудной обвязке переправляющегося, а концы держат страхующие на обоих берегах. Бежать по кладке воспрещается.

Последний снимает перила и переходит по бревну (или передвигается по нему верхом) со страхующей веревкой (узел «булинь» на спине).

Кладку можно перебросить через реку еще тремя способами, к которым следует прибегать, когда поднять бревно нельзя из-за особенностей берега или недостаточного количества поднимающих.

Если есть возможность переправить на противоположный берег самого сильного участника группы, он может выдернуть на свой берег бревно за веревку, привязанную к его вершине. Другие туристы привязав комель (чтобы бревно не унесло рекой), помогают вытянуть его на тот берег и уложить на груде камней повыше над головой.

Можно сплавить на противолежащий берег верхушку бревна силой течения. Предварительно завязывают ее серединой основной веревки (схватывающим узлом), заводят бревно против течения вдоль берега и постепенно спихивают верхушку в реку, удерживая комель так, чтобы вода поволокла кладку «веером». Когда бревно упрется в противоположный берег, надо постараться выдернуть вершину веревками со «своего» берега, приподнять и уложить ее на камень (рис. 56).

наведение кладки

Рис. 56 Наведение кладки силой течения (вверху) и с помощью противовеса (внизу)

Третий способ заключается в том, что бревно с привязанным к его комлю противовесом из тяжелого обрубка или второго бревна выдвигают над водой через груду камней, в верхней части которой «впаян» в камни дополнительный обрезок гладкого бревна. Успех зависит от того, насколько высоко навалена груда камней и насколько выдается она в реку у «своего» берега (что как бы сокращает ширину реки), а также от того, насколько тяжел противовес, привязанный к комлю (см. рис. 56). Противовес привязывают по длине на 2—3 м основной веревкой виток к витку.

Положить кладку через реку трудно. Лишь предварительная тренировка может обеспечить успех.

Переправа по снежному мосту

Переправа по снежному мосту опасна, если он непрочен. В случае обвала переправляющиеся, даже при страховке, теряются и могут попасть в тяжелое положение. Переправляться следует только по прочным снежным мостам.

Прежде всего обследуют состояние снежного моста. Для этого осторожно спускаются к воде и осматривают снежный тоннель, в котором скрывается река. Обычно у входа в него свод тонок и непрочен, в глубине толщина свода возрастает, и можно установить, в каком месте лучше всего вести переправу.

Первым по мосту идет турист без рюкзака на страховке основной веревкой (узел на груди). Он осторожно двигается зондируя ледорубом снег. Снежный мост переходят по одному. Если прочность его вызывает сомнения, то при переходе каждого страхуют с помощью основной веревки через ледоруб или через большой камень, лежащий на берегу.

На мосту, круто наклоненном в сторону воды, необходимо сделать перила.

Навесная переправа через трудную реку организуется для значительного количества людей. Первым идет самый сильный и опытный. Он с помощью товарищей может преодолеть даже сложную реку (вброд—при неоднократных попытках; вплавь - с предварительным прыжком с камня и страховкой веревками, основной и вспомогательной, идущей к страхующим ниже по течению).

Затем переправившемуся передают еще одну основную веревку. Обе веревки закрепляются им за деревья или большие, прочно лежащие камни с таким расчетом, чтобы место их крепления было ниже по высоте места крепления веревок на берегу, откуда пойдет переправа. Туристы общими усилиями втугую натягивают веревки (иногда, если мало людей, используют полиспаст из репшнуров и трех карабинов, рис. 57) и закрепляют их за дерево или камень.

переправа по снежному мосту

Рис. 57

1 — основная веревка

2 — схватывающие узлы, сдвоенные репшнуром

3 — узел «проводника»

4 — прямой узел (восьмерка), сдвоенный репшнуром

Переправляющийся прикрепляется к обеим веревкам переправы карабинами головой вперед, ногами назад (от грудной обвязки и «седла»), чтобы можно было подтягивать себя руками (в рукавицах!), взявшись ими за веревку за головой. Переправа на «седле» сидя малопригодна. Переправляющийся должен быть подтянут к веревке как бы лежа на спине, для этого петлю «седла» вяжут покороче.

переправа по ледяному мосту К грудной обвязке на спине крепят карабином середину вспомогательной веревки, служащей для того, чтобы помочь переправляющемуся подтянуться к тому берегу, если веревки, по которым он переправляется, провиснут, а также для того, чтобы вернуть на «свой» берег «седло», грудную обвязку и карабины. Один конец вспомогательной веревки должен быть на берегу, с которого ведется переправа, другой— на противоположном.

Наиболее сложная операция во всей переправе — «посадка» переправляющегося на веревку. Вот почему желательно вести переправу с высокого берега на более низкий или устраивать место «посадки» на сучьях дерева поудобнее.

На месте «посадки» должны быть два помощника.

Переправляющийся последним в случае, если двойную веревку можно выдернуть с того берега, перевязывает веревки так, чтобы облегчить эту операцию, собирает все оставшиеся вещи и сам подцепляет себя к веревкам. Если веревку выдернуть нельзя, последнего подтягивают по воде с того берега веревкой, завязанной «булинем» с узлом на спине.

Переправа таким способом 20 — 30 человек занимает 3 — 4 часа, включая и устройство переправы, зато безопасна.

Размещено автором: admin
В рубрике: Пешеходный и горный туризм