Турпоход - портал о спортивном туризме и активном отдыхе

Хотите узнать, как подготовиться к туристическому походу, ориентироваться на незнакомой местности и вести себя в экстренных ситуациях?
Читайте страницы нашего портала! Мы рады представить вам полезную информацию по горнолыжному, горному, водному, пешему, велосипедному видам туризма, а также множество других уникальных статей из области активного отдыха.

Разработка туристического маршрута


Разработкой маршрута занимаются все без исключения участники будущего путешествия.

Во многих городах имеются туристские клубы, детские экскурсионно-туристские станции, крупные туристские секции при добровольных спортивных обществах. В этих учреждениях можно получить консультацию и необходимую литературу.

Маршрут путешествия должен соответствовать определенным требованиям, лишь тогда он будет полноценным.

Во-первых, он должен быть интересным в познавательном отношении. В зависимости от состава группы и цели похода на маршруте намечаются различные объекты для осмотра: исторические места, памятники культуры и воинской славы, археологические и музейные объекты, города и селения, новостройки. Туристы, конечно, будут знакомиться с жизнью и бытом местного населения. Во-вторых, путешествие должно способствовать укреплению здоровья, улучшению физического развития туристов, повышению их спортивного мастерства, приобретению ими прикладных навыков. Следовательно, категория сложности планируемого маршрута должна соответствовать физической подготовленности участников походя и накопленному ими опыту.

Имея опыт прохождения просты маршрутов, можно планировать более сложные —увеличить протяженность маршрута, включить в него дополнительные естественные препятствия. Планируя преодоление пересеченной местности, горных перевалов, лесных участков группа должна рассчитывать в первую очередь на собственные силы, опыт и умение.

Но даже при хорошей физической подготовке туристов не следует увлекаться слишком длинными и сложными маршрутами по безлюдной местности так как это затруднит путешествие, лишит возможности познакомиться с намеченными для осмотра объектами, порушит сроки похода, вызовет физическое и моральное переутомление участников.

Маршруты могут быть линейными кольцевыми и радиальными. От основного маршрута делаются радиальные выходы для осмотра различных объектов.

Третье требование к маршруту — наличие коротких железнодорожных, автомобильных или водных (пароходных) подъездов. Нужно придерживаться правила, по которому время на подъезды к маршруту и на обратную дорогу, а также транспортные расходы не должны превышать 20—30% затрат времени и средств на весь поход.

Разработка маршрута проходит приблизительно по следующему плану.

После того как выбран район путешествия, определяется пункт, до которого можно доехать, используя железнодорожный, водный, автомобильный или гужевой транспорт. Затем определяется пункт, откуда удобно возвратиться домой, используя указанный выше транспорт. Линия маршрута должна соединить исходный и конечный пункты, проходя естественными путями (проселочные дороги и тропы, долины рек и ручьев, горные перевалы, оборудованные переправы через водные преграды) через населенные пункты и различные базы. Промежуточные населенные пункты и базы будут служить опорными пунктами для группы. В них она может запланировать ночлеги и дневки, отремонтировать снаряжение и пополнить запасы продовольствия.

Если некоторые экскурсионные объекты остаются в стороне от основной линии маршрута, то к ним прокладываются радиальные маршруты. При этом часть груза может быть временно оставлена на хранение в опорном пункте.

Маршрут вычерчивается на карте, выявляются все возможные участки с естественными препятствиями, определяются способы их преодоления и подсчитывается общий километраж.

Учитывая возможный для данной группы темп передвижения, наличие на маршруте естественных препятствий, расположение населенных пунктов и экскурсионных объектов, степень физической подготовленности участников и вес их рюкзаков, по карте намечают график движения. Следует, однако, помнить, что дневной переход и его трудность зависят не только от километража и веса рюкзака, но и от рельефа, заселенности, состояния снега, направления и силы ветра и других обстоятельств.

В первые дни путешествия (особенно в сложных походах) дается малый километраж, поскольку вес рюкзака еще велик, а участники недостаточно втянулись в работу. Первая дневка делается через 2—3 дня пути, после того как выявилась необходимость дополнительной подгонки и ремонта снаряжения. В лыжном путешествии дневки зачастую устраиваются в зависимости от метеорологических условий. При благоприятной погоде в начале похода туристы, как правило, не устраивают дневок, накапливая запас времени на последующие дни, когда погода может ухудшиться и придется делать вынужденные остановки.

В конце маршрута километраж, согласно графику, снова снижается. Идет постепенное расслабление организма после больших нагрузок. Кроме того, здесь заложен некоторый резерв времени на случай нарушения графика из-за непредвиденных обстоятельств.

Если туристская группа состоит из пожилых людей или в случае, когда родители путешествуют с детьми, общий километраж маршрута может соответствовать требованиям классифицированного путешествия, однако само путешествие должно продолжаться более длительное время. Здесь дневной переход следует уменьшить на 30—40%, а дневки устраивать чаще (первую— через один дневной переход, пройдя 8—10 км, а последующие —через 2—3 дня пути).

Изучение района путешествия обычно происходит одновременно с разработкой маршрута.

Туристы должны подробно ознакомиться с географическими, экономическими и прочими особенностями района путешествия, используя научную и художественную литературу, географические описания и справочники, метеорологические наблюдения, лоции рек и озер, отчеты туристских групп, побывавших в этом районе.

Участники будущего путешествия должны заранее получить представление о рельефе местности, температурных колебаниях в районе похода, количестве осадков, наиболее вероятной погоде в период, намеченный на поход, выяснить местоположение экскурсионных объектов. Группа должна иметь сведения о наличии и характере путей сообщения и средств связи, о возможности приобретения на месте продовольствия и снаряжения, о существующих там ценах.

Подробное предварительное изучение района похода не только позволит больше увидеть и узнать, но и повысит безопасность самого путешествия.

Размещено автором: admin
В рубрике: Организация турпохода