Турпоход - портал о спортивном туризме и активном отдыхе

Хотите узнать, как подготовиться к туристическому походу, ориентироваться на незнакомой местности и вести себя в экстренных ситуациях?
Читайте страницы нашего портала! Мы рады представить вам полезную информацию по горнолыжному, горному, водному, пешему, велосипедному видам туризма, а также множество других уникальных статей из области активного отдыха.

Подготовка карты к работе на маршруте


Подготовка карты к работе включает: оценку карты, склеивание ее листов и складывание, подъем элементов местности на карте (подъем карты).

Оценку карты нужно осуществить в следующем порядке:

1) определить масштаб по подписи внизу листа;

2) уяснить, чему соответствует на местности (в метрах, километрах) 1 см (1 мм) карты и размеры стороны квадрата километровой сетки в сантиметрах;

3) оценить размеры основных, наиболее выдающихся объектов на карте, путем сравнения с которыми можно будет глазомерно оценивать расстояния в процессе последующей работы на карте во время движения;

4) подготовить данные для определения абсолютных и относительных высот точек и крутизны скатов, а также для оценки полноты изображения рельефа. При этом высоту сечения определяют по подписи под южной рамкой (под масштабом) или по двум отметкам высот на одном скате и количеству горизонталей между ними Следует уяснить, какая крутизна ската соответствует заложению горизонталей в 1 см и 1 мм (рис. 1);

clip_image002

clip_image004

Рис. 1

5) определить степень современности и достоверности карты по году съемки и рекогносцировки, указанному в юго-восточном углу листа. Уяснить соответствие карты местности;

6) определить величину поправки направления для перехода от дирекционных углов к магнитным азимутам и обратно. Величину и знак поправки установить по схеме или текстовой справке, помещаемой в юго-западном углу листа.

Склеивание листов карты. При склеивании большого количества листов прежде всего составляется схема их расположения. В соответствии со схемой или предварительной раскладкой соприкасающиеся листы обрезаются по восточной и южной рамкам. Обрезка производится острым ножом (лезвием бритвы, ножницами) точно по внутренней рамке листа; обрезать лучше без линейки. Во избежание разрывов бумаги обрезку рекомендуется производить на гладкой деревянной (некрашеной) доске или на картонной подкладке. Лезвие ножа (бритвы) держать под острым углом (с наклоном по направлению линии обреза).

Склеивают листы по рядам или по колоннам сначала в направлении, где склейка получится короче. При неодинаковой деформации двух смежных листов (по рамке один длиннее другого) клеем смазывается более короткий лист, что позволяет несколько растянуть его и уравнять с более длинным. Не рекомендуется включать в одну склейку больше 9—12 листов. Если запланированный маршрут попадает на большее количество листов, то делается 2 — 3 склейки.

Для удобства пользования картой на маршруте и ее сохранности (особенно в зимних лыжных походах и водных путешествиях на байдарках) многие туристские группы снимают с нее фотокопии на тонкой матовой фотобумаге. Размеры каждого листа фотокопии желательно иметь не больше 13 X 18 см. Очередной лист фотокопии помещается в специально изготовленный целлофановый или целлулоидный планшет. Склеенная карта хранится в специальном планшете или другой водонепроницаемой упаковке в рюкзаке. Ею, как правило, пользуются на больших привалах или ночлегах.

clip_image006Складывание карты. Если маршрут проходит по замкнутому «кольцу» или сквозной маршрут имеет много радиальных выходов, карту целесообразно сложить с сохранением ориентировки по сторонам горизонта. Если же район действия туристской группы представляет собой вытянутую полосу (как бывает чаще всего), то карту лучше складывать вдоль линии маршрута. Ненужные части карты подгибаются, и карта складывается «гармошкой» по размерам планшета или сумки, в которой она хранится.

Подъем элементов местности на карте (подъем карты). Отдельные элементы местности поднимаются (выделяются) на карте расцветкой, или увеличением условного знака, или подчеркиванием для лучшей наглядности и читаемости. Поднимаются элементы, которые определяют структуру местности данного района (командные высоты, основные складки рельефа, главные реки), а также местные предметы и формы рельефа, которые, даже будучи сравнительно небольшими, имеют важное значение для путешествия. Поднимаются чаще одноцветные карты (бланковки). Элементы, местности, изображенные на многоцветной карте яркими цветами (вода, шоссейные дороги, леса и т. д.), как правило, в подъеме не нуждаются.

Подъем производится следующими цветами:

насаждения (леса, сады, сплошные кустарники) — растушевкой зеленого цвета;

узкие полосы леса, обсадки у дорог— прочерчиванием утолщенной зеленой линии вдоль них;

болота—вторичной штриховкой в горизонтальном направлении синим цветом;

реки и ручьи —утолщением линий или закраской синим цветом;

дороги—утолщением линий или закраской коричневым цветом;

населенные пункты—обводом их по внешнему контуру (иногда с выделением магистральных улиц) и заштриховкой их черным цветом; собственные названия населенных пунктов подчеркиваются или подписываются более крупным шрифтом;

мелкие местные предметы (мосты, отдельные дворы), элементы рельефа (курганы, ямы, овраги) — вычерчиванием соответствующего условного знака более крупного размера с сохранением цвета или обводом их кружком черного цвета;

рельеф— растушевкой светло-коричневым цветом вершин, утолщением некоторых горизонталей, прежде всего тех, которые показывают основной контур форм рельефа (лощин, хребтов); утолщенные горизонтали, кроме того, могут оттеняться (оттушевываться) в сторону понижения.

Размещено автором: admin
В рубрике: Ориентирование на местности